Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей
подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя
челюсть, мягкое нёбо. Точность, сила и дифференцированность движений этих
органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности.
Работа по развитию основных движений органов артикуляционного
аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики. Цель артикуляционной
гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов
артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы
вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше ее делать 3-4 раза в день по
3-5 минут. Не следует предлагать детям больше 2-3 упражнений за один раз.
При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо
соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более
сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно,
второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет
какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений,
лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые
игровые приемы.
Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком
положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в
спокойном положении.
Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо,
чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому
ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны
находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться
небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен
находиться напротив ребенка лицом к нему.
Работа организуется следующим образом.
- Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении,
используя игровые приемы.
- Показывает его выполнение.
- Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует
выполнение.
Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за
качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп
выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно
следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по
отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная
гимнастика не достигает своей цели.
Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность
движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает,
движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.
В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании
положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он
делает упражнение неверно, - это может привести к отказу выполнять движение.
Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть
широким»), подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься
кверху»).
Если у ребенка при выполнении упражнений долго (около 1 месяца) не
вырабатываются точность, устойчивость и плавность движений органов артикуляции,
это может означать, что вы не совсем правильно выполняли упражнения или
проблема вашего ребенка серьезнее, чем вы думали. В обоих случаях ребенка нужно
обязательно показать специалисту-логопеду.
Практически у всех детишек-дошкольников
встречаются недостатки произношения одного или нескольких звуков, большинство
из которых носят временный, непостоянный характер. Они обусловлены тем , что у
ребенка этого возраста еще недостаточно хорошо функционируют центральный
слуховой и речевой аппараты. Связь между ними недостаточно выработана и прочна,
мышцы речевого аппарата еще слабо натренированы. Все это приводит к тому, что
движения речевых органов ребенка еще недостаточно четки и согласованы. Поэтому
в дошкольном возрасте большую роль играет целенаправленное развитие подвижности
речевых органов и умения владеть ими. |